ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ГИПЕРБОРЕЕЦ

Есть один метафизический закон – истина охраняет саму себя и открывается только в предназначенное ей время. Есть один русский поэт, которого до сих пор никто не умел понять. Но сегодня его время пришло.

Ницшеанец и денди, первый русский певец «алмазных рун» и «огненных свастик», «вселенских бурь» и «полярной преисподней!

Сказавший о том, что сквозь него говорило, так:

 

Я тот,

кто кинул шарики планет

В огромную рулетку Зодиака.

 

В контексте русского «серебряного века» по спиритуальной чуткости к Слову с ним можно поставить рядом только Николая Гумилева. Впрочем, однажды они и буквально стояли рядом. На дуэли. Случившейся из-за того, что Гумилев получил от него пощёчину, позволив себе безыскусно «разоблачить» одну красивую поэтическую мистификацию.

Слово для портрета предоставим даме. Марина Цветаева, написавшая о нём умный и проницательный очерк: «Пишу и вижу: голова Зевеса, а на дремучих, невероятного завива кудрях узенький полынный веночек, насущная необходимость, принимаемая дураками за стилизацию, равно как его белый парусиновый балахон, о котором так долго и жарко спорили (особенно женщины), есть ли или нет под ним штаны».

Надеюсь, вы уже догадались, что речь идёт о Максимилиане Волошине.

Тупые коммунисты Волошина просто «запрещали». Ещё более тупым либералам непонятна его национальная эстетика. Воплощение тупости безысходной – патриоты царя Гороха – уличают Волошина в «масонстве».

Недавно по ТВ показали фильм «Мистика Волошина», в котором какой-то сморчок из породы расплодившихся как тараканы нео-оккультистов тужился накрепко пристегнуть поэта к своей теософии, антропософии и т.п. Хотя сам Волошин, послушав одно время лекции Штайнера (Блаватской в мужском обличье), и даже поучаствовав в строительстве его «храма», вскоре понял, что его адепты – это просто «несчастные люди, изнасилованные истинами», и без сожаления покинул их. Волошин был близок именно к традиционному эзотерическому пути – алхимикам, розенкрейцерам и журналу “Le Voile dlsis”. Потом штайнерианский «храм» взорвали нацисты. Волошинский же дом в Коктебеле, говорят, наоборот, починили.

Сейчас там отдыхает всякая интеллигентская нечисть, бывшие «советские писатели», всерьёз думающие, что у них есть ещё какое-то будущее и что народ читает их мемуарзмы. А при Волошине там была скандальная «колония обормотов», куда из Москвы и Питера съезжались молодые негодяи и замышляли литературные (и не только) провокации. В сущности, сам Волошин, по признанию многих, был «большим ребёнком». И, цитируя Кенета Греема в своей статье «Откровение детских игр», наверняка, узнавал себя:

«Существование этих «олимпийцев» (взрослых. – В.Р.) казалось лишённым всякого интереса, все движения их были несвободны и медленны, а привычки однообразны и бессмысленны. Они были слепы ко всему, чего не видно. Они ничего не знали об индейцах, ничуть не беспокоились о бизонах и пиратах (с пистолетами!), хотя всё кругом было полно мрачных предзнаменований. Они не любили разыскивать пещер разбойников и искать кладов.

Мы всегда недоумевали, когда «олимпийцы» говорили при нас, например, за столом, о разных политических и общественных пустяках, воображая,  что эти бледные призраки действительности тоже имели какое-нибудь значение в жизни. Мы же, посвящённые, ели молча; головы наши были переполнены новыми планами и заговорами; мы бы могли сказать им, что такое настоящая жизнь!»

Дети солнечно-рыжего мёда

И коричнево красной земли –

Мы сквозь смерть во плоти проросли,

И огню наша сродни природа.

Лирика Волошина (особенно «Облики») зачастую исполнена особой, прямо-таки бодлеровской красочности и изысканности. Париж, где он прожил несколько лет, выявил в нём одного из самых тонких эстетов в искусстве начала века. Перу Волошина принадлежит множество статей о поэзии и живописи, скульптуре и архитектуре, музыке и театре. Причём, как замечал Брюсов, Волошин пишет только тогда, когда «ему есть сказать нечто новое и необычайное». Довольно редкое, заметим, качество для обычно зацикленного конвенционального искусствоведения.

Но в «столице Европы» Волошину вскоре становится тесно:

Бродит осень парками Версаля,

Вся закатным заревом объята…

Мне же снятся рыцари Грааля

На скалах суровых Монсальвата.

Эти «суровые скалы» поэт обретает в Киммерии – вновь открытой им древней мифической земле, обожжённой жарким солнцем и омытой ночными штормами. Когда-то именно «здесь рухнул смерч вселенских «нет» и «да», и над жерлом Карадага, в вулканическом грохоте шла космическая битва гиперборейских героев с гондваническими существами. Полуночно-солнечных посланцев Corona Astralis, «плащом ветром и пламени одетых», тех, для кого «закрыт путь проверенных орбит», - со «стадами Эмпуз» из лунного Mare Tenebrarum, со «всем смертным, усталым, больным, ползучим, сочащимся в гное, пахучим, как сок белены». Именно здесь явился «Лик Ужаса в бесстрастности эфира» и

 

На Бога Сил, Творца бездушный сфер,

Восстал в веках Денница-Люцифер,

Мятежный князь Зенита и Надира.

 

Наша космогония происходила так:

 

В начале был мятеж,

Мятеж был против Бога,

И Бог был мятежом.

И всё, что есть, началось чрез мятеж.

 

И затем по растрескавшимся степям летели дикие скифские племена, неся весть о победе и приходе пылающего времени Золотого века… Оранжевая, горячая земля волошинских акварелей рождена именно этим огнём. А потухший Карадаг застыл до нового срока каменным профилем русского гиперборейца.

Киммерия – это не сама Гиперборея, но её наиболее близкое нам земное воплощение. Сегодня «гиперборейство» почему-то принято отождествлять с одним лишь Льдом, а подчас и путать с географическим севером. Наш Север – это Огонь и Лёд в их невозможном, недвойственном сочетании. А Юг – это тёплая вода. Север обнажает Огонь и Лёд, это «магический мир героев», Юг – их взаимопогашает, это царство человеческой посредственности.

Теплые, крадя наш Огонь, плавят наш Лед. Гиперборейцы мо­гут спасти Лед, лишь усилив Огонь. Чтобы сгорела сама теплота.

Этот Огонь незримо горит под землей Киммерии, на которой когда-то

 

Нагромоздили Арийские расы

Улья осиных, разбойничьих гнезд.

 

Киммерия—это Россия. Наша Россия. Она пробуждается только в войне или революции. Только в них сходятся Огонь и Лед в чис­том виде,

Огонь и Лед проявляются в политике как энтузиазм и презре­ние. "Силы эти противоположны и полярны, — писал Волошин своему другу Борису Савинкову, — и соединение их в одном лице рождает взрыв, молнию — действие. Но обычно их стараются обезопасить, соединить в устойчивой химической комбинации в виде политической теории или партийной программы: целлулоид, приготовляемый из нитроглицерина! Отсюда нена­висть к "идеологиям", отличающая носителей молний, созда­вавших великие государственные сплавы — Цезарей и Напо­леонов. Из всех, выдвинутых революцией и являющихся, в большинстве случаев, микробами разложения, я только в Вас вижу настоящего "литейщика", действенное и молниеносное сочетание религиозной веры с безнадежным знанием людей".

Наиболее же радикальные носители этих огненно-ледяных "молний" энтузиазма и презрения обнажают всякую религиозность до ее гиперборейского ядра и, в своей сущности, уже не являются людь­ми, будучи "литейщиками" чего-то принципиально иного. Узнавши­ми такое Откровение:

 

Мир знает не одно, а два грехопаденья: грехопаденье ангелов и человека,

Но человек спасен Голгофой. Сатана же спасенья ждет во тьме.

И Сатана спасется.

То, что для человека сотворил Христос, то каждый человек свершит для Дьявола.

В мире дело идет не о спасеньи человека, а о спасеньи Дьявола.

Любите. Верьте.

Любите Дьявола. Одной любовью спасется мир.

А этот мир есть плоть

Страдающего Сатаны. Христос распят на теле Са­таны.

Крест — Сатана.

Воистину вам говорю: покамест последняя частица земного вещества

Не станет вновь чистейшим из сияний, "Я" человека не сойдет с креста.

Зло — вещество. Любовь — огонь.

Любовь сжигает вещество: отсюда гарь и смрад.

Грех отраден, потому что в нем огонь любви.

Где нет греха, там торжествует Дьявол.

И голод и ненависть — не отрицанье, а первые сту­пени любви.

Тех, кто хотят спастись, укрывшись от греха,

Тех, кто не горят огнем и холодом,

Тех изблюю из уст Моих!

 

Как-то в журнале "Арион" появилась любопытная статья Григория Кружкова, где он провел параллель между восприятием гражданских бурь Волошиным и Уильямом Йейтсом. И в самом деле, "демонический" волошинский "Северовосток" очень напоминает йейтсовский «1919», где восстанием верховодит Роберт, средневековый инкуб, совративший леди Алису из графства Килкенни.

Одна разница — Волошин часто описывал подобное от первого лица. А это уже сближает его скорее с Лотреамоном.

Я напишу: "Завет мой — Справедливость"

И враг прочтет: "Пощады больше нет!"

Убийству я придам манящую красивость,

И в душу мстителя вопьется страстный бред,

Меч Справедливости, карающий и мстящий,

Отдам во власть толпе...

И он в руках слепца

Сверкнет стремительный, как молния разящий,

Им сын зарежет мать, им дочь убьет отца.

 

Это стихотворение начинается так: «Народу русскому: Я скорбный ангел мщенья!» Кому и за что – «мщенье»? Для этого надо обратиться к любопытной волошинской версии причин Французской революции. Так, он считал, что Революция была необходимым историческим возмездием за кровавое уничтожение в XIV веке Ордена тамплиеров, положившее начало "современному миру". Именно поэтому якобинцы, наследники имени Великого Магистра Якоба Моле, и были наиболее жестокой и последовательной частью революционеров.

Спросят: а причем здесь "народ русский"? А что он представлял собой перед Революцией — если, конечно, не слушать слюнявые бредни о 1913 годе? Сборище безгранично жиреющих попов, под­менивших изначальную, духовно-освободительную миссию православия административно-церковной цензурой. Дворянство, погрязшее в либерализме и слезливой достоевщине. Купечество, продавшееся, по Розанову, на "еврейскую ласковость". И что, все это надо было сохранять? Зачем? И наш "безумный Макс", что называется, "звал живых":

 

Кто хочет бунта — сей противоречья,

Кто хочет дать свободу — соблазняй,

Будь поджигателем,

Будь ядом, будь трихиной,

Будь оводом, безумящим стада.

 

Волошин был не революционером, а – гиперреволюционером, то есть – гиперборейским революционером. Потому обличал и тех. для кого Революция была лишь сменой режима:

 

Вы узники своих же лабиринтов!

Вы — мертвецы заклепанных гробов!

Вы — суеверы, мечущие бомбы

В парламенты, и в биржи, и в дворцы, —

Вы мыслите разрушить динамитом

Все то, что прорастает изнутри —

Из вас самих с неудержимой силой!

Я призываю вас к восстанью против

Законов естества и разума:

К прыжку из человечества —

К последнему бездумью—

К пересозданью самого себя.

 

И в итоге – оказался, как и подобает гению, в одиночестве. Од­нако, оно было весьма странным. Так, его стихи и статьи одновре­менно печатали белые и красные газеты. Что, впрочем, сменялось обоюдными же запретами.

 

Один средь двух враждебных ратей,

Не их, не ваш, не свой, ничей.

Я — голос внутренних ключей,

Я — семя будущих зачатий.

 

Известно, что, когда в Крыму хозяйничали красные, он прятал в своем доме белых, и наоборот. Облом случился только однажды - когда он спас от врангелевской контрразведки "бедного Осю" Мандельштама, а тот потом настучал на "белого Волошина" в ГПУ.

Созданные в это время цикл "Пути России" и поэма "Россия" поразили современников невероятной глубиной постижения "кокте­бельским отшельником" предельно противоречивой русской народной стихии. Интеллектуал, эстет и ученик любящих строгую форму "парнасцев", он вдруг легко и органично заговорил языком "Китежа" и "Стенькина суда", "Неопалимой купины" и "Руси гулящей", средневеково-священным и одновременно лихо-варварским, языком мистического патриотизма и взрывной иронии. И – рассказал этим языком неповторимую (во всех отношениях) русскую историю го­раздо более ярко и сочно, нежели занудства каких-нибудь Карамзиных или Соловьевых. Это был голос самой национальной энерге­тики, слышать который не умели ни ряженые "крестьянские поэты", ни жеманные завсегдатаи петербургских салонов. Услышать его, понять и передать будущему мог только русский гипербореец.

По мнению крупнейшего современного писателя Юрия Мамлеева, волошинский цикл стихов о России "не имеет, быть может, себе равных в русской поэзии по глубине пророческих видений".

Гиперборейская интуиция Волошина действительно диктовала ему картины нашего сегодняшнего и завтрашнего (не путать с газе­той "Завтра"?) дня. Особенно здесь надо выделить "Благословенье":

 

Из избранных тебя избрал я, Русь!

И не помилую, не отступлюсь,

Бичами пламени, клещами мук

Не оскудеет щедрость этих рук...

Твои молитвы в сердце я храню

Попросишь мира – дам тебе резню.

Спокойствия – Девятый взмою вал.

Разрушишь тюрьмы? – Вырою подвал.

Раздашь богатства? – Станешь всех бедней.

Ожидовеешь в жадности своей.

На подвиг встанешь жертвенной любви?

Очнешься пьяной по плечи в крови.

Замыслишь единенье всех людей?

Заставлю есть зарезанных детей.

Ты взыскана судьбою до конца:

Безумием заквасил я сердца

И сделал осязаемым твой бред.

Ты – лучшая! Пощады лучшим – нет!

В едином горне за единый раз

Жгут пласт угля, чтоб выплавить алмаз.

А из тебя, сожженный мой народ,

Я ныне новый выплавляю род!

 

Этот русский "новый род" приходит уже сегодня. Это — молодая Россия, дожигающая собой труху позавчерашних "компатриотов" и вчерашних "демократов". Да, он такой противоречивый, этот "новый род" — неслыханный свистопляс русской вольницы сочета­ется в нем с волей к невиданной еще Империи. "Это невозможно", — говорят усталые предки и засыпают отныне и навсегда. Пробуждающиеся же узнают, что Волошин в своей жутко-сегодняшней публицистике описывал именно такой "сплав": "Русская жизнь и государственность сплавлены из непримиримых противоречий: с одной стороны, безграничная, анархическая свобода личности и духа, выражающаяся во всем строе ее совести, мысли и жизни; с другой же — необходимость в крепком железном обруче, который мог бы сдержать весь сложный конгломерат земель, племен, царств, захваченных географическим распространением Империи».

Политика "нового рода" — это не Госплан, а искусство. А о целях искусство не спрашивают. Впрочем, первый русский гипербореец указывал на то, что этой целью не является заведомо: "Счастье вовсе не должно являться высшей целью человека на земле. Утверждение Кропоткина о том, что высшим законом является развитие человечества от менее счастливого существования к более счастливому, неверно Несчастье является основным побудителем к каждому поступательному движению. Счастье, благосостояние, удовлетворенность приостанавливают всякое развитие, в физическом мире и в духовном это смерть, начало распада. Я не могу пожелать человеку счастья".

Ну и, наконец, коль дело у нас действительно вскоре дойдет о новой заварухи, "новому роду" в ней следует руководствоваться кристально ясной формулой: "В деле розыска внутренней кра­молы гражданская война глубоко и проницательно связывает политическую неблагонадежность с вопросом расового про­исхождения, превращая, таким образом, дело политического сыска в национальный очистительный обряд".

Это написано в 1920 году. Что тогда даже в Европе, опошлив­шей потом расовую идею, казалось еще чрезмерным эпатажем... А опошление этой гиперборейской идеи выражается в том, что отморозки. пользующиеся ею, принадлежат совсем не к той духовной "партии", о которой Волошин писал как о своем политическом кредо: "Я примкнул к политической партии, которая возникнет лет через пятьдесят и будет составлять крайнюю левую в том пар­ламенте, где анархисты станут консервативным большинством".

В сегодняшней же России тот, кто считает себя "гиперборейцем", но не знает первого русского из них, — обречен открывать свои идеалы сквозь более поздних западных авторов или же при­нимать за "гиперборейстао" тяжелые архаические и психические комплексы богемных маргиналов. Киммерия, жаркая русская Гипер­борея, требует от своего "нового рода" иного — героизма, страсти, цветения, "бежать не зла, а только угасанья".

 

Короче,

 

Сильней размах! Отжившую планету

Швыряйте бомбой в звездные миры.

Ужель вам ждать, пока комками грязи

Не распадется мерзлая земля?

 

 

 


Владимир Рулев

 

Назад в библиотеку


На главную страницу сайта ASatan